Перевозки пассажиров через аэропорты России в январе-марте 2021 года

В первом квартале 2021 года аэропорты России обслужили 32,7 млн пассажиров, что на 20% меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Продолжающаяся пандемия COVID-19 обозначила новые тенденции авиарынка.

Итоги деятельности аэропортов России в январе-марте 2020 года

На фоне ситуации на мировом туристическом рынке и рынке авиаперевозок, ввиду продолжающейся мировой пандемии, результаты авиаотрасли России в первом квартале 2021 года можно расценивать как несомненный успех. Причем, это не только и не столько успех самой авиаотрасли, сколько результат грамотных действий правительства и эффективности системы здравоохранения, сохранивших внутренний рынок путешествий без ограничений.

Однако если в течение второго квартала 2021 года не произойдет более динамичного восстановления направлений на МВЛ, то, в сравнении с полноценным 2019 годом, когда не было ограничений на полеты, мы получим куда более худшие результаты, так как с весны обычно резко возрастает международный туристический пассажиропоток, всплеска которого в нынешнем году, по понятным причинам, мы пока не наблюдаем.

На гистограмме видно, что основной вклад в итог деятельности аэропортов вносят перевозки на внутренних авиалиниях, на которые приходится 92% от всех объемов обслуженных пассажиров. 

Сравнение с аналогичным периодом предыдущего года

По итогам первого квартала 2021 года общий пассажиропоток в аэропортах России восстановился на 80%. Однако, внутри этой цифры скрываются тенденции, которые следует пояснить подробнее. При сравнении показателей 2020 и 2021 годов следует помнить, что первый квартал 2020 года практически ещё не был затронут пандемией.

Как видно из таблицы, в январе и феврале 2021 года показатели объемов обслуженных пассажиров не дотягивали до 70% от уровня прошлого года. Однако в марте 2020  года начались первые ограничения на международных линиях, что тогда привело к потере 25-30% пассажиропотока. Во многом этому мы и должны быть благодарны столь высоким сравнительным показателям марта 2021 года (+7%). 

Конечно же нельзя не отметить вклад в такой результат полетов на ВВЛ в марте (+23% к 2020г. и +5% к 2019г.). Эпидемия COVID-19 продолжается и большинство международных авиалиний оставались заблокированными весь первый квартал 2021 года, что, несомненно, увеличивает спрос на путешествия по России, но не в состоянии полностью компенсировать отсутствие заграницы.

Полеты на МВЛ в январе-феврале составляли лишь 15-18% от прошлогоднего уровня. И, несмотря на то, что в марте этот показатель резко возрос до 48%, это также является не столько признаком роста пассажиропотока на МВЛ, сколько отражает падение показателей, которые отмечались во второй половине марта 2020 года, когда начались первые остановки полетов.

Для получения более корректных цифр снижения показателей в марте 2021 года на МВЛ, их также следует сравнивать с мартом 2019г. Таким образом, 1,2 млн против 4,85 млн пассажиров в марте 2019 года, получаем менее 25%. То есть восстановление пассажиропотока на МВЛ присутствует, но это пока лишь четвертая часть от нормальных показателей.

Статистика по аэропортам России за январь-март 2021 года

Аэропорты Московского авиаузла

В первом квартале 2021 года доля Московского авиаузла в общем объеме авиаперевозок в РФ составила менее 37%, против 45% за аналогичный период 2020 года.

Более значительное падение показателей, чем в регионах, отражает большую долю МАУ в международных перевозках, которые сейчас находятся на крайне низком уровне.

Наибольший вклад в снижение вносит аэропорт Шереметьево, чья доля полетов на МВЛ, благодаря базовой авиакомпании "Аэрофлот", была наиболее значительна. Этот аэропорт понес самые значительные потери пассажиропотока – минус 51%.

Сравнение с аналогичным периодом предыдущего года

Аэропорты Московского авиаузла оказались наиболее уязвимы в ситуации с пандемией и ограничениями полетов на международных авиалиниям.

Существенно изменилось соотношение долей аэропортов на рынке МАУ. Если в первом квартале 2020 года аэропорт Шереметьево занимал почти половину рынка, то в 2021 году его доля составляет чуть более трети, а на первое место вышел аэропорт Домодедово.

Рост объемов перевозок в МАУ на ВВЛ в марте обусловлен причинами, описанными выше – переориентацией части пассажиропотока на внутренний туризм на фоне сохраняющихся ограничений на международные путешествия.

Достижение 95% в марте от объемов перевозок марта 2020 года указывает не столько на восстановление пассажиропотока, сколько отражает прошлогоднее снижение перевозок во второй половине марта 2020 года, когда начались ограничения на международные полеты.

При сравнении результата марта 2021г. с мартом стабильного 2019-го, получится куда менее оптимистичный результат – всего 62% объема обслуженных пассажиров.

Сводные данные Росавиации