Финансовые результаты ПАО «Аэрофлот» по МСФО за 1 квартал 2021 года

Группа «Аэрофлот» (далее «Группа», тикер на Московской Бирже: AFLT) сегодня опубликовала сокращенную консолидированную промежуточную финансовую отчетность за три месяца 2021 года, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Ключевые финансовые результаты Группы «Аэрофлот» за первый квартал 2021 года:

  • выручка снизилась на 39,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 75 498 млн руб.;
  • показатель EBITDA составил 7 708 млн руб.;
  • чистый убыток составил 25 143 млн руб.

Комментарий Андрея Чиханчина, заместителя генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот»:

«В первом квартале 2021 года пандемия продолжила оказывать серьезное влияние на авиацию: международное авиационное сообщение осуществлялось со значительными ограничениями, большая часть регулярной сети оставалась закрытой. Менеджмент Компании приложил все усилия для того, чтобы использовать имеющиеся рыночные возможности для улучшения финансовых результатов.

В части управления емкостями Группа «Аэрофлот» продолжила фокусироваться на операциях на внутреннем рынке и увеличивала провозные емкости по мере выхода из низкого зимнего сезона. К концу первого квартала 2021 года по выставленным емкостям на внутреннем рынке Группа «Аэрофлот» вышла на уровень 2019 года. В результате число перевезенных пассажиров на внутренних линиях составило 6,5 млн человек, что сопоставимо с показателями первого квартала 2019 года. Общий объем перевозок в первом квартале 2021 года составил 7,4 млн человек.

Наши усилия по восстановлению перевозок и контроль над затратами нашли отражение в постепенном улучшении финансовых результатов. Особенно это заметно при сравнении отчетного периода с четвертым кварталом 2020 года. Выручка в первом квартале 2021 года составила 75,5 млрд руб. по сравнению с 68,0 млрд руб. в четвертом квартале 2020 года. Показатель EBITDA вышел в положительную зону и составил 7,7 млрд руб., в то время как по итогам четвертого квартала 2020 года Группа «Аэрофлот» показала убыток до вычета процентов, налогов и амортизации.

В первом квартале 2021 года чистый убыток составил 25,1 млрд руб., что значительно меньше чистого убытка четвертого квартала 2020 года (43,8 млрд руб.), принимая во внимание, что традиционно четвертый квартал является более сильным за счет сезонного фактора. Таким образом, в более сложный период зимней навигации Группа «Аэрофлот» показала значительное улучшение результатов. Убыток первого квартала 2021 года хотя и показал ухудшение против аналогичного периода прошлого года, однако при сравнении следует учитывать, что влияние пандемии на первый квартал 2020 года носило умеренный характер и ограничивалось преимущественно мартом. Объем выставленных емкостей в первом квартале 2021 года в два раза меньше по сравнению с первым кварталом 2020 года (19,0 млрд кресло-километров против 40,8 млрд кресло-километров).

Во время пандемии ключевым с точки зрения финансового положения Группы является запас ликвидности. На 31 марта 2021 года объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций составил 78,2 млрд руб. Группа сохранила значительную часть денежных средств, привлеченных в результате эмиссии акций в октябре 2020 года. При этом Группа «Аэрофлот» исправно обслуживала свои обязательства, в том числе перед лизингодателями. Вторым фактором, поддержавшим ликвидную позицию Группы, стало улучшение спроса на перевозки перед весенне-летним сезоном. Однако число бронирований и выручка от продаж билетов все еще находятся ниже нормализованных уровней.

Публикуемые финансовые результаты отражают целый ряд положительных тенденций: от улучшения показателя выручки до сохранения запаса ликвидности благодаря улучшению кривой бронирования. Оживление спроса очень важно для авиации, чтобы уверено пройти летний сезон. Однако говорить о полноценной нормализации ситуации пока рано, так как влияние пандемии на авиацию и Группу «Аэрофлот» сохраняется».

В первом квартале 2021 года Группа «Аэрофлот» перевезла 7,4 млн пассажиров, что на 34,2% ниже результата аналогичного периода 2020 года. На операционные результаты первого квартала повлияла динамика спроса и значительные ограничения на полеты, связанные с пандемией COVID-19.

В отчетном периоде продолжилось восстановление объемов внутренних перевозок и частичное восстановление международного авиасообщения, которое остается существенно ограниченным.

Выручка Группы «Аэрофлот» в первом квартале 2021 года снизилась на 39,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составила 75 498 млн руб.

Выручка от регулярных пассажирских перевозок снизилась на 42,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 58 961 млн руб., что связано с сокращением пассажиропотока на фоне пандемии COVID-19.

Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 65,7%, до 7 959 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Прочая выручка снизилась на 42,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 7 232 млн руб.

Операционные расходы в первом квартале 2021 года снизились на 29,8% и составили 96 170 млн руб., что обусловлено преимущественно сокращением объемов операционной деятельности – выставленные емкости снизились на 53,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также реализацией инициатив по сокращению постоянных расходов.

Расходы на авиационное топливо снизились на 56,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 16 816 млн руб. на фоне уменьшения объема перевозок и налета часов.

Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, снизились на 19,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 79 354 млн руб. Ключевым драйвером данного снижения является снижение объема операций.

  • Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров снизились на 43,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 15 566 млн руб. В то же время в связи с повышенным фокусом на безопасности пассажиров и противодействии распространению коронавирусной инфекции Группа продолжила выполнение дополнительных процедур предполетной подготовки, дезинфекции воздушных судов, обеспечение пассажиров средствами индивидуальной защиты.
  • Расходы на оплату труда снизились на 30,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 14 761 млн руб.
  • Расходы на техническое обслуживание воздушных судов снизились на 40,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 5 455 млн руб., что обусловлено уменьшением объема работ по техническому обслуживанию на фоне сокращения пассажиропотока, за счет переменного компонента, связанного с налетом часов, при сохранении необходимых затрат на поддержание летной годности остановленного флота, что было частично нивелировано девальвацией рубля.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы снизились на 32,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 4 208 млн руб., за счет масштабных оптимизационных мер в отношении общехозяйственных, консультационных, маркетинговых расходов.

Прочие расходы (нетто) увеличились на 33,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 10 984 млн руб., что связано с выбытием дочерней авиакомпании «Аврора» из состава Группы и продолжением сотрудничества с ней в рамках код-шерингового соглашения (то есть расходы, относимые к код-шеринговому соглашению, ранее отражавшиеся в составе расходов Группы как расходы на топливо, оплату труда, обслуживание воздушных судов и другие, теперь отражаются вместе в составе прочих расходов).

Расходы на амортизацию и таможенные пошлины (наибольшая статья расходов, которая в основном не зависит от объемов деятельности) увеличились на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 28 380 млн руб. Рост данной статьи расходов обусловлен, главным образом, переоценкой резерва на ремонты перед возвратом воздушных судов, вызванной ростом курса доллара США в течение первого квартала 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В результате влияния вышеуказанных факторов показатель прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации (EBITDA) составил 7 708 млн руб.

Финансовые доходы в первом квартале 2021 года увеличились на 39,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2 653 млн руб., что в основном обусловлено ростом процентных доходов в связи с увеличением среднего остатка денежных средств на банковских счетах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Финансовые расходы снизились на 17,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 9 828 млн руб., что в основном связано с уменьшением процентных расходов по аренде в результате снижения процентных ставок, а также обязательств по аренде в валюте платежей.

Убыток от реализации результата хеджирования (статья, в которой отражаются учетные движения по валютным обязательствам по лизингу) составил 2 414 млн руб. Убыток по данной статье за аналогичный период прошлого года составил 7 360 млн руб. и включал в себя часть переоценки лизинговых обязательств в размере 6 710 млн руб., которая была отнесена на прибыли и убытки в соответствии с применяемыми учетными принципами в результате снижения выручки, получаемой Группой в валюте.

Чистый убыток Группы «Аэрофлот» за первый квартал 2021 года составил 25 143 млн руб.

Общий долг по состоянию на 31 марта 2021 года остался практически на уровне показателя на 31 декабря 2020 года, увеличившись на 0,2%, до 753 678 млн руб. Эффект от частичного погашения обязательств по аренде в течение отчетного периода был нивелирован поступлением одного нового воздушного судна и ослаблением курса рубля к доллару США на 2,5%. Объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций снизился на 15,5 млрд руб. по сравнению с 31 декабря 2020 года и на 31 марта 2021 года составил 78,2 млрд руб. Снижение объема денежных средств связано с ограниченностью авиационного сообщения, которое приводит к снижению денежных потоков, что характерно в настоящее время для отрасли в целом. Тем не менее, на конец периода Группа «Аэрофлот» сохранила уверенную ликвидную позицию, что объясняется, с одной стороны, контролем над затратами и минимизацией расходов, с другой – увеличением поступлений денежных средств от бронирований на летний сезон как в результате частичного восстановления емкостей, так и в результате сезонного фактора.